Но в наказании мы делаем еще одну очень нехорошую вещь – ребенок начинает понимать, что самому ему за собой следить не надо.
Есть кто-то, кто постоянно будет следить за тем, как он убирает кровать, ест полезную еду, выносит вовремя мусор и.т.д. Но тогда, если вы хотели, чтобы ребенок в 18 лет умел сам себя контролировать и был ответственен за свои поступки, наказание это полностью перечеркивает.
Потому что наказание говорит о том, что за тобой смотрят и контролируют. И если что-то пойдет не так, то тебя подтолкнут в правильном направлении.
Поощрение работает так же, но в обратную сторону
Мы с ребенком заключаем как бы договор, что если он выполнит мое какое-то задание, то ему за это будет награда, которая его заинтересует - и тогда ребенок просто так перестает вообще что-то делать.
Выстраиваются отношения «ты - мне, я - тебе». Каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка были определенные внутренние ценности, чтобы он знал ответ на вопрос «хорошо или плохо?».
Конечно, поощрение подарками тоже формирование ценностей. Ребенок должен понимать, что в этом мире ничего просто так не происходит. Т.е. добро должно быть оплачено, отзывчивость должна быть оплачена. Если ты мне ничего за это не даешь, зачем я тебе буду делать добро.
Очень важно понимать, что идет вот за этими вещами. И главное он должен понимать, где существует грань между бескорыстной помощью и помощью «ты - мне, я - тебе».